Ряд исследований, проведенных отечественными учеными, показал, что усвоение предметных действий и формирование потребностей в сотрудничестве протекает успешно, если происходит в условиях личностного контакта с ребенком на фоне предметной деятельности, а присутствие мамы стимулирует познавательный интерес и исследовательскую активность.

К шести месяцам просто внимания взрослого к ребенку недостаточно - ему уже нужно вместе с взрослым что-то делать, а в возрасте 7-12 месяцев необходимо  практическое деловое сотрудничество с взрослым. Взрослый выступает как партнер по совместным действиям. Основными средствами общения становятся предметные действия и движения (позы, жесты), т.е. предметно- действенные средства помимо экспрессивно-мимических. Таким образом, если в первом полугодии имеет место ситуативно-личностное общение, то во втором - ситуативно-деловое.

Первый год считается довербальным периодом развития, но в это время создаются условия и предпосылки для развития, но в это время создаются условия и предпосылки для развития речи: понимание речи взрослого (пассивная речь); развитие доречевых вокализаций ребенка (отработка речевых артикуляций). Во  втором полугодии происходит дифференциация речевых звуков (дети выделяют тембр, тон), а также интенсивное формирование фонематического слуха, а в результате чего дети к году различают слова взрослого, понимают их значение, а также значение действий.

Ребенок шести месяцев уже готов к совместному с взрослым творчеству, прежде всего рисованию красками. В присутствии мамы он чувствует себя уверенным в своих силах, смело обследует новый предмет (краску), учится им манипулировать. Взрослый (инструктор), выступает как партнер по совместным действиям. Ребенок после шести месяцев начинает понимать, что надо делать с краской (особенно в 8-10 месяцев). Эмоциональный фон занятий, ситуативно-личностное общение, как и в первом полугодии, очень важны. Взрослому необходимо понять ребенка, постараться не вызывать у него отрицательных эмоций, наладить с ним контакт.

Цель совместного творчества мамы и ребенка - сохранение контакта посредством творческой деятельности.

Задачи:

  1. Развитие цветовосприятия.
  2. Сенсорное развитие.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Психоэмоциональное развитие.
  5. Профилактика девиантных форм поведения в последующие возрастные периоды (нестандартное отклоняющееся от нормы поведение: кражи, агрессия, хулиганство, алкоголь, наркотики, суицид и т.д.).

Для занятий необходимы:

  1. Гуашь (отечественного производства, сертифицированная, нетоксичная), (акварельные краски на меду не годятся, т.к. могут вызвать аллергию у ребенка),
  2. кисти №10; 22; 24,
  3. бумага для рисования (желательно ватман),
  4. цветной картон,
  5. клеенка,
  6. фартук для ребенка.

Все это нужно положить в коробку и хранить в недоступном для ребенка месте. Перед началом работы готовят лишь то, что понадобится непосредственно на занятии.

Продолжительность занятия – от 5до 20 минут и более в зависимости от возраста, настроения, желания самого ребенка.

Методика проведения занятий

  1. Все необходимое должно быть приготовлено заранее.
  2. Ребенок должен быть сыт, в хорошем расположении духа.
  3. Перед началом занятия ребенку надевают фартук и объясняют его предназначение.
  4. Желательно, чтобы родители до начала сеанса посетили семинар, где они знакомятся с техникой «младенческого рисования».
  5. Работа с красками проводится за письменным столом (недопустимо использовать обеденный стол, т.к. ребенок с первого занятия должен понимать, что краски есть нельзя).
  6. Мама должна держать ребенка на руках.
  7. После трех-четырех занятий  ребенка можно посадить за отдельный столик, мама находится рядом с ним.
  8. Обязателен контакт «глаза в глаза», особенно при словесном общении.
  9. На первом занятии ребенку показывают 1-2 краски (желтая, оранжевая или зеленая), объясняют, что это краски и что их не едят.
  10. Ребенку говорят, что краску можно достать руками из баночки, потрогать пальчиками.
  11. Обязательно называют цвет краски,  после чего предлагают лист бумаги и просят малыша «оставить след на ней».
  12. После окончания занятия надо похвалить малыша.
  13. Необходимо вымыть руки себе и ребенку, убрать бумагу, краски.

Техника рисования

До года - пальцами, ладонью. Ребенок может работать как правой, так и левой рукой. После года можно предложить кисть №22, 24, а через несколько занятий – мольберт. Кисточка может испугать малыша, поэтому сначала следует поиграть с ней, погладить ею его руку, предложить ему погладить кисточкой бумагу. Все действия взрослого должны сопровождаться словами. Можно попросить малыша провести по листу бумаги сначала сухой  кисточкой, а затем мокрой. Следует обратить внимания ребенка на то, что мокрая кисточка оставляет след. Далее следует предложить малышу краску. Красная может испугать ребенка. Лучше предложить оранжевую или желтую. Согласно наблюдениям, все дети в первые дни при работе с кистью брали ее за конец, а не у рабочей части. Через несколько занятий дети обычно правильно держат кисть.

Вначале предлагают формат листа А4 (независимо от возраста), а далее формат А3. Краска используется с основных цветов и белая. Ребенок сам выбирает цвет краски. Можно предложить рисовать на тонированной бумаге, цветном картоне.

Частота занятий с младенцами

В первые месяцы - не чаще одного раза в неделю, так как эмоциональная нагрузка на ребенка может быть велика.

После того как он освоил навыки рисования, все необходимое для творчества следует оставлять на рабочем столе, чтобы при желании можно было начать работу. Главное, ребенок должен освоить последовательность: подготовка к рисованию, надевание спецодежды; работа с краской; мытье рук.

Следует отметить, что малыши  до года «рисуют» очень активно, однако 5 из 30 детей включились в процесс рисования не с первого, а со второго или третьего занятия.

В целом работа детей красками определяется отношением матери к самому процессу «творчества», индивидуальными особенностями ребенка и творческой обстановкой. Внешние факторы на активность младенца оказывают меньшее влияние, по сравнению с детьми старше года. У детей до года выражен симптом «отмены», когда активные дети, пропустившие один - два месяца занятий, при их возобновлении начинают относиться к процессу «рисования» как к новому, неизвестному. Возможно, это связано не только и не столько с самим фактом прекращения «творчества» младенцев, сколько с повзрослением самого ребенка и переходом творческого процесса на новую ступень осознанной деятельности. Ребенка старше года начинает интересовать не только сам процесс работы с красками, но и результат. Ребенок полутора лет из 2-3 предложенных только что сделанных рисунков выделяет свой. Процесс рисования вызывает положительные эмоции у ребенка. Среди детей, начавших рисовать старше года - полутора лет, только у пяти «рисование» не вызывало интерес.

На процент заполнения листа и количества использованных красок у детей старше года - полутора лет оказывают влияние и внешние факторы. Отмечается нежелание детей рисовать в новой обстановке- на мольберте, при недосыпании, прорезывании зубов; снижение активности детей в присутствии посторонних людей, при проведении съемок. Играют роль и самочувствие, настроение мамы. При недостаточной активности мамы, ее усталости, вялости, плохом настроении дети отказываются от рисования или рисуют мало. Выбор цвета зависит от внутреннего состояния ребенка: при плаче ребенок отдает предпочтение красному цвету, при высокой температуре – черному,  после нормализации температуры  ребенок использует, как правило, желтый и зеленый цвет. При первом снеге дети использовали белый и синий цвета.

За одно занятие ребенок в возрасте 1,5- 2,5 лет в период «творческого подъема» может создать два - три рисунка,  тогда как младенцы редко рисуют больше чем на одном листе.

С полутора лет после овладения техникой рисования (пальцами, кистью, рукой) ребенок пытается создать свою технику (рисование карандашом по краске, размазывание красок с помощью крышек, раскатывание краски по бумаге карандашом). После года иногда раньше, ребенок начинает рисовать кистью (№22, 24). С полутора лет пытается назвать то, что он изобразил. Следует отметить, что процент заполнения листа, как правило, не зависит от продолжительности работы. Чем старше ребенок, тем быстрее он может заполнить лист. Продолжительность работы может исчисляться секундами (15- 30), а может доходить до 30- 40 минут.

Выводы:

  1. Активность ребенка в процессе рисования во многом зависит от активности и настроения мамы.
  2. Работа с красками вызывает положительные эмоции, снимает отрицательные (как у ребенка, так и у мамы).
  3. Чем раньше начать работу с  красками, тем более совершенными станут умения детей к 2,5 годам.
  4. После овладения основными методами рисования ребенок может использовать любой вид техники (независимо от возраста).
  5. Аккуратность работы с красками зависит от выработки «стартовых условий»: подготовки к рисованию, надевания фартука, процесс работы, мытья рук, кисточки и даже самого рисунка, что наблюдается у детей старше года.
  6. К полтора годам дети, как правило, называют, что хотели изобразить.
  7. После года (иногда до года), при использовании дети охотно используют кисти №22, 24.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас 295 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© Оф.сайт Детского сада №51 г.Чита, 2012-2024