Ведущий сотрудник Музея истории Лондона С. Фокс как нельзя лучше определил социокультурную значимость музеев. По его словам, музей располагает тем, что выше всякой конкуренции, – истинными ценностями.
Только разумное сочетание традиций и инноваций ведет к прогрессу.
А началось все, как обычно, с проблемы. С изменением содержания образования педагоги, все чаще стали отмечать невозможность доступного изложения и объяснения, создания образа многих обыденных вещей.
Слово «музей» происходит от греческого слова museion и латинского museum — храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей — учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Мини-музей ДОУ особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма.
Главная задача при организации мини-музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики.
В начале любого созидательного процесса или дела необходимо определиться концептуально, какого качества продукт мы хотим получить. При организации мини-музея ДОУ идейный смысл имеет основополагающее значение.
Вот наша концептуальная идея: создание мини-музея, как часть предметно-пространственной среды ДОУ для социализации и развития личности детей дошкольного возраста.
Работа по созданию мини-музея ДОУ включает в себя:
- Создание отдельного помещения, как части предметно-пространственной среды ДОУ.
- Для управления работой музея необходимо было выбрать творческую группу.
- Выбор профиля и жанра музея.
- Определение тематики музейных экспозиций, их вид.
- Собрать экспонаты, составить перечень, создать паспорт музейных экспонатов.
- Создать учебно-методический комплекс, обеспечивающий образовательный процесс.
Свою деятельность по организации мини-музея ДОУ мы начали в 2009 г.
- Мы создали отдельное помещение.
- Определили нормативно-правовую базу организации мини-музея ДОУ (Принято положение о мини-музее, при его разработке мы руководствовались письмом Минобразования России от 12. 03.2003. № 2851181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»).
- Для управления работой музея выбрали организатора (На педагогическом совете был определен состав творческой группы).
- Выбирали профиль и жанр музея (Профиль мини-музея – исторический, жанр – музей-экспозиция – комплекс предметов. Экспозиционное пространство упорядочено. Музейный материал задействован главным образом в качестве иллюстрации, на7лядного материала).
Определили тематику музейных экспозиций, их вид. - Собрали экспонаты, составили перечень, создали паспорт музейных экспонатов.
Для создания музейной экспозиции привлекаются разнообразные воспроизведения подлинников, вспомогательные материалы: фото- и ксерокопии, макеты, схемы и т.п.
Таким образом, собираемые музейные предметы подразделяются на две группы:
- подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы быта и т.д.);
- предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции, пояснения отражаемых в ней событий и явлений. Эталонные воспроизведения подлинников (фото - и ксерокопии печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муляжи), карты, схемы, тематические рисунки и др. Большая часть этих материалов изготавливается педагогами, родителями и детьми в процессе исследовательской творческой работы.
6. Создан учебно-методический комплекс, обеспечивающий образовательный процесс (перспективное планирование, занятия, досуги, развлечения).
Весь педагогический коллектив активно задействован не только в пополнении экспонатов мини-музея, но и в обеспечении учебно-методического комплекса.
Очень часто мы используем помещение музея для проведения занятий-экскурсий, занятий посиделок, тематические занятия, совместной деятельности, тематических выставок, организации Дня открытых дверей для родителей, праздников. У воспитателей есть возможность самостоятельно собрать экспозицию и разместить ее в группе в соответствии с образовательной программой и лексической темой. План работы музея координируется с годовым планом работы образовательного учреждения. В план работы включаются проводимые в музее с детьми мероприятия: занятия, экскурсии, развлечения, праздники и др., обозначается время проведения мероприятий и ответственные.
В данное время наша творческая группа занимается разработкой и систематизацией мультимедийных презентаций для мини-музея, созданием фонотеки музыкальных произведений.
Фонды нашего музея постоянно пополняются. Возникают новые идеи.
Более подробно и наглядно мы представим вам виды экспозиций во время экскурсии.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по обогащению и систематизации фондов музея, по созданию картотек методических разработок для организации тематических занятий и досуговой деятельности дошкольников.
Мини-музей МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №51» – живой, развивающийся организм, он стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада.
Можно сказать даже больше – он стал культурным центром детского сада, на базе которого происходят различного рода события.