Основные особенности развития детей с ДЦП связаны с трудностями при выполнении сложных или координированных движений, что приводит к ограничению детской самостоятельности, неспособностью ребенка к самостоятельному передвижению, самообслуживанию и адаптации к жизни в обществе.
Детский церебральный паралич характеризуется появлением двигательных, речевых, умственных нарушений, что связано с повреждением самых разных мышечных групп и тканей головного мозга. Учитывая, что все движения таких больных оказывается замедленными, неудивительно, что по мере взросления у таких детей развивается диспропорция между уровнем мышления и представлением об окружающем их пространстве. Это накладывает определенные сложности на процесс обучения: очень часто такие дети плохо усваивают точные науки, им с трудом дается счет.
Другая особенность развития детей с ДЦП связана с измененной активностью головного мозга. Это означает, что если даже ребенок обладает нормальным интеллектом, он с трудом усваивает определенный объем знаний за ограниченный период времени, быстрее устает в сравнении со здоровыми сверстниками. Это может требовать особых условий обучения. Дети с ДЦП нередко имеют расстройства речи, обусловленные нарушением тонуса мышц гортани и глотки, участвующих в образовании звуков.
Отклонения психоэмоционального характера у больных ДЦП проявляются по-разному. Если одни дети могут быть излишне застенчивы, пассивны и безынициативны, с трудом идут на контакт с другими детьми, то для второй категории больных характерна излишняя возбудимость, резкая смена настроений, немотивированная агрессия и раздражительность. Чаще всего встречается первая модель поведения, поскольку очень часто она формируется под влиянием окружения ребенка.
Если родители излишне опекают, жалеют ребенка, зачастую это приводит к его нежеланию развиваться и отсутствию стремления преодолевать болезнь. Чтобы избежать этого, необходимо помнить про следующие правила воспитания детей с ДЦП:
- не зацикливайтесь на болезни ребенка и его физическом несовершенстве;
- помогайте ребенку выработать высокую самооценку и избежать развития комплексов неполноценности;
- стимулируйте его к совершению действий и новым шагам;
- обращайтесь за помощью к специалистам.
Чтобы решить проблему полноценного общения и активного познания мира, которая сильно влияет на развитие интеллекта и пополнение словарного запаса, важно использовать специально подобранные игры, которые помогают формировать у ребенка правильное представление об окружающих его предметах и явлениях. Важно полноценное участие родителей в этих играх – только с их помощью ребенок сможет в полной мере освоить тот материал, который ему предлагается.
Совместные усилия обязательно помогут добиться положительных результатов, поэтому взрослым важно не опускать руки и начинать активно действовать, чтобы уменьшить последствия болезни и помочь своему малышу адаптироваться в жизни.
Советы психолога родителям детей с детским церебральным параличом
Для большинства родителей рождение ребёнка с детским церебральным параличом является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно- психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.
Прежде всего, развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье часто происходит в условиях гиперопеки со стороны родителей, что обусловливает наличие незрелости эмоционально- волевой сферы, выражающейся в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищённости, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе. Кроме того, развитие ребёнка в ограниченном пространстве ведёт к вторичной аутизации (ослаблению контактов с окружающими). В силу гиперопеки у ребёнка страдают коммуникативные способности, обуславливавшие снижение самооценки, неуверенность в себе, замкнутость. И чем выше коэффициент интеллектуального развития ребёнка, тем больше риск развития комплекса неполноценности, влекущего за собой мнительность, тревожность, и в более старшем возрасте депрессию.
Уважаемые родители, Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.
1) Активность и самостоятельность ребёнка
Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное - смотреть на его неудачные попытки, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможность и силы ребёнка, придаст ему силы и мужество.
2) Постоянная упорная тренировка каждый день
Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с вами задача - развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.
3) Сознательная беспомощность родителя
Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что- то сделать за него - ВЫ ЖАЛЕЕТЕ НЕ ЕГО , А СЕБЯ!
Если Вы сделали что- то за ребёнка - ВЫ ОТНЯЛИ у него шанс научиться чему- то новому.
Необходимо всячески активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Наша цель - сделать эти возможности, навыки средством для полноценной творческой жизни ребёнка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и сверх компенсировать физические недостатки ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников.
Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.
4) Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями
Одной из проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребёнку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.
Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего, где возможно».
Больному ребёнку необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего - осмысленную заботу и Вашу любовь.
Рассказ-размышления «Соломинка»
Ищу свою соломинку, Ищу...
Вопрос первый: может ли быть счастлива женщина, которая произвела на свет неполноценного ребенка, то есть та, у которой родился ребенок -инвалид?
— Какая я несчастная, — думала хотя бы один раз в жизни каждая из таких женщин.
— Почему это случилось со мной? За что страдаю я и страдает мой ребенок?
Эти « почему?» и « за что?» Сколько их! Очень трудные вопросы. На них никто не ответит. На них нет ответа...
Итак, ответа нет. Но что же дальше? Как же жить с этой червоточиной в душе, в сердце, в сознании?
Как дальше строить свою жизнь? На чем?
История человечества показывает, что в мире нет ничего более прекрасного и более человеческого, чем материнская, родительская любовь. И боль и страдание меньше любви. Они часть ее, так как страдая и болея за свое чадо, каждая мать познает в этом процессе себя: на сколько она любит его и насколько любима им.
Значит, скажете Вы, счастье в любви. Но... И тут возникает следующий вопрос.
Вопрос второй: но как же любить его ...такого? Как любить его с обезображенным внешним обличьем, без членораздельной речи, иногда обездвиженного полностью; а иногда и передвигающегося на исковерканных конечностях? Как увидит теплоту моих глаз и услышит нежность моего голоса он, лишенный радости воспринимать всю гамму красок и звуков окружающего мира? Как поймет он, что я люблю его, лишенный возможности понимать смысл происходящего? Как? Нет ответа.
Вопрос третий: как могла я, молодая (а может быть и не очень молодая), но сильная, здоровая и красивая, полная сил и энергии родить ТАКОГО?
Как? Как Я могла?
На этот вопрос также нет ответа.
Подобные мысли глубоко ранят сердце каждой матери больного ребенка.
Что спасает от таких мыслей?
На этот вопрос также трудно дать ответ.
Кто и что может снять страдание?
Кто может из больного, изувеченного сделать здорового?
Нет ответа.
Но ведь нужно как-то жить, жить с ним с этим ребенком, которого родила. И жить с ним нужно долго и прожить всю свою и его жизнь.
Так неужели все время страдать?
Страдать из-за него? Или все-таки ИЗ-ЗА СЕБЯ? Из-за своего собственного неприятия его такого, как он есть?
Неужели ОН не приносит радости?
Или МНЕ нужна только та радость, которая принимается и разрешается всеми?
Конечно, если так думать, то тогда на вопрос о том, может ли приносить радость матери неполноценный ребенок, нужно дать только отрицательный ответ.
Но вся удивительность нашего мира в том и заключается, что и ТАКОЙ ребенок может приносить радость.
Да, да, именно такой и может.
Эта радость заключается в том, что он просто есть, в том, что он существует.
Каждая из таких матерей может сказать себе: «Он мой ребенок. У меня нет другого такого. И никакой другой ребенок не может занять его место».
Наверное, радость испытывается тогда, когда чувствуют материнство. Наверное, это труднее, чем в обычной ситуации, но все равно это радость.
Радость первого взгляда, первого звука и первого движения. Жизнь с таким ребенком не такая, как с другими. Но это не только может быть радостью. Это больше. Это может быть счастьем!
Он любим. Иногда это чувство может быть более ощутимым или проявляться в меньшей степени В минуты особой боли и отчаяния могут приходить мысли о том, что все возникающие проблемы только в нем. Но потом приходит прозрение, и иногда это случается почти мгновенно:
БЕЗ НЕГО НЕ БЫЛО БЫ И МЕНЯ. ВЕДЬ, ОН — МОЙ РЕБЕНОК И ВСЕГДА БУДЕТ ОСТАВАТЬСЯ МОИМ, даже если ему будет за двадцать.
ОН НАУЧИЛ МЕНЯ ОСОБОЙ ЛЮБВИ, ЛЮБВИ САМООТВЕРЖЕННОЙ, СКВОЗЬ СЛЕЗЫ И НЕПРЕОДОЛИМЫЕ ПРЕГРАДЫ. ОН НАУЧИЛ РАДОВАТЬСЯ ЕГО МАЛЕНЬКИМ УСПЕХАМ И МОИМ ГЛУБОКИМ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯМ. ОН СДЕЛАЛ МЕНЯ ДРУГОЙ.
— Какой?— спросите Вы.
— Наверное, любящей, дарующей свое тепло, СЧАСТЛИВОЙ.
Нет, не страдания принес он в мою душу. Он принес ЛЮБОВЬ! ЛЮБОВЫЛЮБОВЬ!
Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.
- Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье — это внутренне состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
- Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть и постараюсь полностью им соответствовать.
- Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
- Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
- Именно сегодня я продолжу свое нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.
- Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
- Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребенка.
- Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.
- Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.
- Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого люблю, любят и верят мне.
Если вы хотите выработать у себя умонастроение, которое принесет вам покой и счастье, выполняйте следующие правила:
- Думайте и ведите себя жизнерадостно и Вы почувствуете себя жизнерадостной.
- Никогда не думайте о тех людях, которые Вам неприятны. Не вспоминайте те события, которые Вам неприятны.
- Единственный способ обрести счастье — это не ждать благодарности, а творить добро ради собственной радости.
- Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям.
- Не подражайте другим. Найдите себя и будьте собой.