«НАШ МАЛЫШ... КАКОЙ ОН?»
(Особенности психического развития детей раннего возраста)
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце первого года жизни, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. А психологическое отделение от матери наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы самосознания.
Психологические особенности ребенка раннего возраста
Показатели |
Основные характеристики |
Внимание |
Непроизвольное, быстро переключаемое. Уровень сосредоточенности зависит от эмоциональной значимости воспринимаемого предмета |
Память |
Непроизвольная, преобладает зрительно-эмоциональная память. Уровень запоминания повышается в процессе игры. Дети 2-3 лет хорошо запоминают стихи, потешки, песенки, короткие рассказы |
Восприятие
|
Доминирует, имеет импульсивный, полевой характер (тесная связь с наглядной ситуацией). Развивается в практической деятельности. Характерна аффективная окрашенность восприятия. Активное развитие происходит в процессе целенаправленного обучения |
Мышление |
Наглядно-действенное. Источник интеллектуального развития - предметная деятельность. Предметные действия приобретают обобщенный характер |
Эмоции |
Яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Ребенок переживает успешность и неуспешность своей деятельности. Имеет неустойчивый характер, проявляет «заражаемость» чужими эмоциями |
Речь |
Интенсивное развитие через общение со взрослым. Активно развивается пассивный и активный словарь. Овладевает фонетической и семантической сторонами речи. Слово приобретает предметное значение, появляются первые обобщения. К трем годам происходит усвоение основных грамматических форм и синтаксических конструкций родного языка |
Отношения со сверстниками |
Малопродуктивны. Характерна «игра рядом», без учета желаний другого ребенка |
Отношения со взрослыми |
Преобладают мотивы сотрудничества. Взрослый -«помощник». Сохраняется эмоциональное общение. В совместной деятельности со взрослым развиваются новые формы общения |
Ведущая деятельность |
Предметно-манипулятивная. К концу раннего возраста появляется режиссерская игра (предметы наделяются игровым смыслом). Характерно появление замещающих игровых действий |