pol1

Готовимся к появлению звуков Ш и Ж в домашних условиях

Правильное звукопроизношение и своевременное овладение ребенком всеми звуками речи являются залогом его успешного обучения в школе, а также взаимодействия со сверстниками и окружающими взрослыми.

Как показывает практика, среди современных детей все меньше тех, кому не требуется логопедическая помощь. Основные причины такого плачевного результата:

  • во-первых, использование технических приспособлений и компьютера зачастую заменяет живое общение родителей с ребенком;
  • во-вторых, нежелание мам и пап признавать, что речевое развитие их малыша не соответствует возрасту, приводит к утрате наиболее благоприятного для этого процесса периода времени.

Наиболее частые нарушения звукопроизношения

В процессе нормального речевого развития ребенок дошкольного возраста в состоянии овладеть качественным произношением всех звуков речи. По отношению к определенной группе детей это происходит спонтанно, в процессе подражания взрослым и собственного контроля над произношением. Однако значительное количество детей не может самостоятельно овладеть этим сложным процессом.

Самыми распространенными нарушениями звукопроизношения являются отсутствие, замены или искажения таких звуков, как Ж, Ш, C, З, Р, Л. Для того чтобы устранить эти нарушения, следует обратиться за квалифицированной помощью к логопеду. Но определенную работу в этом направлении вы можете выполнять и дома.

Каким должно быть положение органов артикуляции в процессе произношения звука Ш и звука Ж?

Для того чтобы научится произносить эти звуки, следует отработать положение органов артикуляции: губы округлены и слегка выдвинуты вперед, язык широкий, кончик языка приподнят вверх к альвеолам, края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, зубы практически сомкнуты. Выдыхаемая воздушная струя теплая и проходит по центру языка. При произнеcении звука Ж ощущается вибрация голосовых связок.

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильного произношения шипящих звуков Ш и Ж

Упражнение на речевое дыхание «Греем ручки». Зубы разомкнуты. Губы округлены. Выдыхаем сильную и теплую струю воздуха. В качестве контроля следует подносить руки ко рту. Таким образом мы имитируем процесс согревания рук.

Упражнение для губ «Бублик». Зубы сомкнуты. Попеременно вытягивать губы вперед (как будто произносим звук О), затем возвращаться в исходное положение.

Упражнение для языка «Чашечка». Широко открыть рот. Расположить широкий язык на нижней губе. Приподнять края языка вверх. Касаться верхних зубов нельзя.

Упражнение для языка «Маляр». Широко открыть рот. Язык поднять вверх. Широким кончиком языка проводить по верхнему небу вперед-назад. Нижняя челюсть двигаться не должна.

Упражнение для языка «Вкусное варенье». Приоткрыть рот. Широкий язык приподнять вверх и расположить на губе. Кончиком языка выполнить по губе движение сверху вниз (как будто облизать ее).

Упражнение для языка «Фокус». Открыт рот. Широкий язык достать изо рта и загнуть его вверх. На кончик носа положить небольшой кусочек ваты. Подуть с силой на кончик носа. При правильном выполнении задания ватка поднимается теплой струей воздуха вверх.

Все упражнения следует выполнять перед зеркалом несколько раз. И помните, что только своевременные занятия с ребенком могут принести желаемый результат.

Для того, что бы вашему ребенку не так было скучно выполнять эти упражнения, предлагаю вам Логопедическую сказку про девочку Олю.

Логопедическая сказка про девочку Олю

( с артикуляционными упражнениями для правильного произношения шипящих звуков Ш и Ж)

 

Жила-была на свете девочка Оля. Ох и проказница же она была! Вечно выискивала себе приключения: то в лес убежит за грибочками, то возле речки камушки собирает.

Однажды Оля вместе со своим любимым котом Мурзилкой собрались в поход. На улице было жаркое лето, поэтому Оля пошла в легоньком сарафанчике и сандаликах, а Мурзилке Оля повязала на шею красный бант!

Долго шли девочка с котом по полянам и лесам.

По дороге они встретили змей, которые здоровались с путниками, шипя им: «Ш-ш-ш-ш».

Майские жуки пролетали у девочки с котиком над головой и пели им: «Ж-ж-ж-ж».

Под ногами прошелестела мышиная семья. Мама-мышь, укачивая мышонка, пела ему: «Ч-ч-ч-ч».

Оля с котиком даже встретили жнецов, которые косили пшеницу. Их серпы разрезали воздух: «Щи-щи-щи».

Не скучая и напевая песенки, Оля с Мурзилкой подошли к странной лужайке. Она была огорожена ярким забором из радуги с одной стороны, и ледяными сосульками – с другой.

Оле было так жарко, что она решила зайти на лужайку со стороны сосулек.

Как только девочка с котом ступили на ледяную лужайку, как подул сильный ветер, закружилась вьюга, снежинки завертелись над головой. Оле стало холодно, она озябла.

-Мурзик, Мурзик, не стоим, греем ручки!!!

Оля выдохнула сильную и теплую струю воздуха себе на ладони, сделав губки округлыми.

Немножко согревшись, Оля подхватила Мурзика и пробежала в центр лужайки.

Здесь царило лето! Возле радужного забора стоял маляр и красил его кисточкой: туда-сюда, туда-сюда. Оле стало тепло и весело, и она достала язычок, подняла его вверх, широким кончиком языка стала проводить по верхнему небу вперед-назад, повторяя за движениями маляра.

Насмеявшись, Оля с Мурзиком пошли дальше. В укромном уголочке лужайки они увидели сервированный стол. За столом сидел Бублик и буква «О», которые пили чай! Оба они были круглыми и смешными. «Что за чудеса», — подумала Оля и побежала к столу.

- Здравствуйте! – сказала девочка, когда оказалась рядышком.

Бублик подскочил к ней, взял за руки и расплакался.

- В чем дело? – спросила Оля.

- Памагите, памагите, мая падружка атказалась са мнай гаварить! – начал жаловаться Бублик.

- Конечно, — фыркнула Оля, — как же с вами разговаривать, когда вы так коверкаете слова! Вам непременно нужно научиться говорить букву «О». Делайте, как я!

Оля сомкнула зубки и начала попеременно вытягивать губы вперед, затем возвращалась в исходное положение.

- Вот так! Правильно, правильно! – учила Оля Бублика.

- Спасибо, девочка, что научила этого невежду, — сказала буква «О».

- Спасибо-о-о-о, О-о-о-о-оля, — пропел Бублик, — садитесь с нами пить чай!

Оля с Мурзиком сели за стол. Бублик подал им чашечки с чаем. Только котик начал пить чай, как у него стало все проливаться на пол.

-Мурзик, повторяй за мной! – Оля широко открыла рот и расположила широкий язык на нижней губе. Приподняла края языка вверх, не касаясь верхних зубов.

Котик повторил за Олей, потом попробовал отпить чая, и у него вышло не пролить ни капельки!

К чаю Бублик и буква «О» подали вкусное варенье. Девочке было так вкусно, что она вся испачкалась. Тогда она начала вытирать ротик рукой, размазывая варенье по лицу.

Котик посмотрел на Олю, промурлыкал и показал, как нужно вытираться. Он приоткрыл ротик. Широкий язык приподнял вверх и расположил на губке. Кончиком языка выполнил по губке движение сверху вниз, слизывая варенье.

Оля облизалась, рассмеялась, поблагодарила Бублика и букву «О» и решила возвращаться домой.

На выходе с лужайки стоял Клоун с шариками. Он выдал девочке и котику по яркому шарику и показал им фокус: открыл рот, достал изо рта широкий язык и загнул его вверх. На кончик носа Клоун положил небольшой цветочек. Он подул с силой на кончик носа, и цветочек поднялся под теплой струей воздуха вверх и рассыпался миллионами звездочек.

Оля похлопала Клоуну в ладоши, расцеловала его и побежала догонять Мурзика, который убежал вперед. Пора домой, а то мама заждалась!

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 16 гостей и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.