Для чего нужно уметь правильно и красиво говорить
Скороговорка – это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой и грамотной речи. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
Неправильное произношение приносит ребенку немало трудностей даже в раннем возрасте, а в школе эти трудности доставляют ему еще больше неприятностей. Помимо комплексов общения, стеснения отвечать у доски, недостатки устной речи часто влияют на письменную речь, что ведет к снижению успеваемости.
Конечно, серьезные речевые дефекты – предмет сферы деятельности логопедов.
Но все же чистое и ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логическая связная речь – прежде всего заслуга семейного воспитания.
Все скороговорки сгруппированы в соответствии с теми или иными «трудными» звуками, что значительно облегчает отработку наиболее проблемных звуков.
Довольно часто в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.
Как работать со скороговорками?
- Прочитайте ребенку скороговорку.
- Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
- Предложите ребенку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку
( подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или слог.) - Предложите ребенку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
- Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
- Попросите ребенка проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками.(Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем все быстрее и быстрее.
- Устройте соревнование (с мамой или друзьями) – кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
- Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Некоторые скороговорки, после их запоминания и правильного повторения, можно усложнить: надо произнести первоначальный вариант скороговорки, а затем – произнести ее, поменяв местами начало и конец. Например:
У бабы – бобы, у деда – дубы.
У деда – дубы, у бабы – бобы.
Занимайтесь чаще, и через некоторое время ваш ребенок сам все легко запомнит. Совместные занятия и игры с детьми сближают членов семьи, наполняют дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время.
Скороговорки, содержащие звуки [с ] и [сь]
- У маленького Сани сани едут сами.
(Сани едут сами у маленького Сани). - Сухой сук нес барсук.
(Нес барсук сухой сук). - Оса боса и без пояса.
- Вез на горку Саня
За собою сани,
Ехал с горки Саня,
А на Сане – сани. - У Сони и Сани в сетях сом с усами.
(В сетях сом с усами у Сони и Сани). - Съел Слава сало,
Да сала было мало. - Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
(Съели сырок в короткий срок сорок сорок). - Влас у нас, Афанас у вас.
(Афанас у вас, а Алас у нас). - Сидит Алеся с печки ноги свеся,
Алеся, не смейся, а на печи грейся. - Евсей, Евсей, муку просей.
Скороговорки, содержащие звуки [з ] и [зь]
- Зоиного зайку зовут Зазнайка.
- У зайки Бубы заболели зубы.
(Заболели зубы у зайки Зубы). - Увидел волк козу, забыл и про грозу.
- Зоя везла на возу
Козленка, козла и козу. - За козой шагал козел,
На козу козел был зол.
Позвала коза козлят,
А козла козлята злят. - Зоя – незнайка,
А Зина – знайка. - Зимним утром от мороза
На заре звенят березы. - Зимой поле белое
Промерзло – заледенелое.