Контактная информация:
672010 Забайкальский край, г. Чита, ул. Баргузинская, 13
телефон: (3022) 35-76-61
e-mail: ds_chita_71@chita.e-zab.ru
проезд: тролейбусом №1, №3, №6 - остановка «Горбольница»

 

 График дежурства: 1.Самсонова Наталья Валентиновна, заведующая.

Понедельник, среда, четверг с 7.30‒15.30; вторник с 8.00‒19.30

Электронная почта: ds_chita_71@chita.e-zab.ru

Телефон: (3022)  35-76-61

2. Клейменова Елена Сергеевна, заместитель заведующей по МВР.

График дежурства:

Понедельник, четверг с 11.30‒19.30; среда с 10.00‒ 18.00; вторник, пятница с 7.30‒15.30

Электронная почта: ds_chita_71@chita.e-zab.ru

Телефон: (3022)  35-76-61

3. Писарева Наталья Юрьевна, зам.зав.по АХЧ

График дежурства:

Среда, пятница с 11.30‒19.30

Электронная почта: ds_chita_71@chita.e-zab.ru

Телефон: (3022)  35-76-61

 

35-76-61

Система Orphus

Кто на сайте

Сейчас на сайте 261 гость и нет пользователей

В практике работы с детьми дошкольного возраста зачастую судят только по внешним характеристикам речи. Чаще всего родители и воспитатели обращают внимание на четкость произношения звукового состава слова, на четкость произношения фонем, на умения согласовывать слова в предложениях, на умения ребенка формулировать высказывания, составлять простые сообщения и рассказы, а также на наличие заикания или других «грубых» дефектов речевой деятельности. В связи с таким внешним «логопедическим» пониманием речевого развития, часто остаются за пределами внимания другие существенные характеристики речи ребенка. Такие как:

  • умение отвечать на вопросы взрослого, задавать их, высказываться;
  • налаживать совместную деятельность со сверстниками, устанавливать положительные контакты, поддерживать разговор,беседу.

    Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Речевая патология особенно тяжелые ее формы часто влекут за собой личностные проблемы у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей, одним словом препятствуют своевременной социализации детей. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

 Трудности, возникающие у детей с нарушениями речи:

  • Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа и синтеза), дети с нарушениями речи могут отставать в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевать мыслительными операциями.
  • В овладении словарным запасом и грамматическим строем родного языка, что задерживает процесс развития связной речи, перестройку ее форм, и, прежде всего своевременный переход от диалогической формы к контекстной.
  • В формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Исследование функции внимания выявило, что дети с нарушениями речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания.

Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей рассматриваемой категории по сравнению с нормально говорящими детьми заметно ниже возможности запоминания вербального материала, продуктивность запоминания. Нередки ошибки привнесения, приторное называние предметов, картинок. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных заданий. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. Несовершенство речевых умений затрудняет формирование основных функций речи:

  • коммуникативной
  • познавательной
  • обобщающей
  • регулирующей.

Коммуникативная функция речи является одной из наиболее ранних и способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Обусловленная недостатками развития языковой системы, коммуникативная деятельность детей с нарушениями речи ограничена, они неохотно вступают в контакт с взрослыми и сверстниками, не умеют четко и правильно сформулировать мысль. У них обнаруживается беспомощность при выражении мысли в связном высказывании. Речевая активность снижена, не формируется языковая способность. Неясная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и не способствует активности речи.

Познавательная функция речи связана с возможностью общения ребенка с окружающими. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. Ребенок часто нуждается в наглядной ситуации и ему понятна только информация, связанная со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами, людьми в игровой ситуацией. Передача новых знаний, сведений, способов действий, личных переживаний затруднена.

Формирование обобщающей функции связано со становлением и развитием речевой деятельности. Недостаточная речевая способность детей с нарушениями речи не дает возможность правильно воспринимать информацию и расширять ее при речевом общении с окружающими. Исследователи считают, что задержка одного компонента мышления, приводит к задержке развития другого. Ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется выполнять анализ и синтез поступающей информации.

Формирование регулирующей функции речи связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, программированием интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корригирует эту деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении определенных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, переключается на несущественные раздражители, не может затормозить побочных ассоциаций.

 Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, воспитателю следует учитывать:

  • речевые недостатки
  • психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, пальцевая моторика и игровая деятельность)
  • характерологические особенности

Осуществляя работу, воспитатель, помимо реализации основных и коррекционных задач связанных с развитием и закреплением речевых навыков, так же должен уделять внимание:

  • становлению и развитию у детей игровой деятельности в процессе взаимодействия со сверстниками;
  • развитию у детей внимания и памяти - процессов, тесно связанных с речью;
  • совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
  • развитию у детей мелкой моторики;
  • эмоционально-волевой сфере (следствием нарушения речи часто становится: неуверенность, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям);
  • обучению расслабляющим упражнениям для мышечной и эмоциональной раскованности (умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение и т.п.)

Развитие у детей игровой деятельности

Если нормально развивающимся детям достаточно лишь создать условия для игры (зону, атрибуты, спокойную обстановку), то детей с нарушениями речи и ОНР часто приходится учить играть. Игра большинства таких детей бывает процессуальной, лишенной творчества; дети не всегда умеют договариваться со сверстниками во время игры, распределять роли, они не в состоянии длительно играть. Игра таких детей, как правило, примитивна, не отражает действительности в полной мере, не всегда является ведущей формой деятельности, как это положено в дошкольном возрасте. Поэтому воспитателю приходится обучать детей игре.

      В первую очередь следует создать базу - подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни. Ни в коем случае не руководить игрой, а участвуя в ней, увлекать детей, предотвращать возможные конфликты.

 Как показывает опыт, ведущие роли, выполняемые воспитателем, неохотно поддерживаются детьми. С гораздо большей готовностью они включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли. А диалог, который происходит между воспитателем и любым из играющих, непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. Воспитатель играет с ними на равных! Дети легко расковываются в такой игре, становятся активнее, смелее, изобретательнее! Включаясь в игру, воспитатель должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно максимально повышать их умственную и речевую активность. Так, будут полезны вопросы воспитателя во время различных ролевых игр. ("Доктор почему Вы бинтуете мне руку?)

Цели и задачи коммуникативных игр:

  • воспитание чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров «Словесный ручеек», « Слепец и поводырь»;
  • умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты « Вежливые слова», « Волшебный букет цветов», « Подарок для всех»;
  • умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом « Игры- ситуации», « Коврик примирения», « Руки знакомятся, руки сорятся, руки мирятся»;
  • развитие невербальных и предметных способов взаимодействия « Изобрази предмет, животное и т.д.», « Разговор через стекло», « Телефон»;
  • создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости « Пойми меня», «Без маски», «Вмагазине».

Игра «Слепец и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов либо ведет через препятствия к определенному предмету и обратно. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры педагог просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Игра «В магазине»

Цель: развивать коммуникативные навыки, расширение словарного запаса, обучение умению описательного рассказа.

Участвует пара игроков. Один из них остается дома – это мама/папа, а другой идет в магазин и из него звонит с просьбой помочь выбрать игрушку. Для этого ребенок из магазина описывает 2 игрушки и просит помочь в выборе. Необходимо дать максимально точное описание предмета. (цвет, форма, размер, из какого материала изготовлен, из каких частей состоит, какой на ощупь)

 Игра «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми

словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения

(извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи,

спокойной ночи).

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки

мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства

другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив

друг друга на расстоянии вытянутой руки. Педагог даёт задания: «Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь

руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки, снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки

мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Развитие коммуникативных способностей в игровой деятельности

  1. Игры для развития коммуникативных качеств детей

      («Снежный ком», «Давайте познакомимся», «Что изменилось?», «Найди меня», «Путаница», «Звери на болоте», «Узнай, кто я», «Послушный мячик», «Подари движение», «Строим дом», «Клубочек»).

  1. Игры, направленные на развитие информационно- коммуникативных умений. («Рассказ по кругу», «Волшебные водоросли», «Вежливые слова», «Диалог-шутка», «Игры-ситуации», «Подарки», «На балу у короля», «Позвони другу», «Колдун», «Изобрази пословицу», «Управляем роботом»).
  1. Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений. («Слепец и поводырь», «Магазин игрушек»,«Ищем клад», «Близнецы», «Пойми меня», «Скажи по-разному», «Разговор через стекло»).
  1. Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений. («Без маски», «Игра с масками», «Как ты себя чувствуешь», «Моё настроение», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Астрологи», «Оживи маску»).
  1. Игры, направленные на коррекцию эмоционально – волевой сферы и сплочение детского коллектива. («Услышь своё имя», «Крокодил в болоте», «Сороконожка», «Липучка», «Охота на тигра», «Ладонь в ладонь», «Головомяч», «Дотронься…», «Улитка», «Выразительные движения», «Конкурс хвастунов»).
  1. Игровые упражнения на формирование навыков общения. («Возьмите меня в игру», «Совет волшебников», «Тихо, громко, очень громко», «Придумываем и рисуем правила игры», «Что ты можешь предложить?», «Протяни другу руку», «Поссорились – помиримся», «Помогаю другу».
  1. Игровые ситуации на формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками. («Кукольный театр», ролевые игры).
  1. Подготовка утренников, выступлений, кукольного театра.

Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, её развитию и становлении разумного, культурного поведения. Под воздействием воспитателей игры детей обогащаются и дают простор для развития воображения.

Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре. В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные навыки и учатся жить в обществе. Благодаря играм, общению и обучению происходит личностный рост и интеллектуальное развитие ребёнка, поэтому очень важно, что бы у детей была возможность находится в коллективе.

© CopyRight МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 71" г. Чита, ул. Баргузинская, 13, 2011-2024, создание сайта: «Меридиан»