АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
После долгих раздумий вы все-таки решили отдавать ребенка в детский сад. Теперь перед Вами стоит вопрос: как подготовить ребенка к посещению детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?
В период адаптации следует соблюдать следующие рекомендации:
1. устройство ребенка в детсад лучше проводить во время вашего отпуска, так как в течение первой недели он должен проводить в детсаду не более 2-3 часов.
2. в период адаптации нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья ребенка и своевременно сообщать о них работникам детсада.
3. в период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы.
4. ома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте ребенка впечатлениями.
5. разрешите ребенку взять в детсад любимую игрушку, лучше, если она будет хорошо мыться.
6. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
7. эмоционально поддерживайте малыша, чаще обнимайте ребенка. Скажите ему: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой.
Чтобы облегчить ребенку адаптацию к детсаду необходимо:
- научитесь прощаться с ребенком быстро, давая таким образом понять, что вы уверенны в нем и его умении справиться с собой. Не затягивайте процесс расставания. Ребенок почувствует ваше беспокойство за него и ему будет, еще труднее успокоится.
- никогда не пытайтесь незаметно ускользнуть от ребенка, если хотите чтобы он вам доверял.
- не пытайтесь подкупить ребенка, не обещайте и не покупайте ему игрушек за согласие остаться в детсаду.
- четко дайте ребенку понять, что какие бы он истерики не закатывал, все равно придется пойти в детсад. Если вы хоть раз ему уступите, в дальнейшем вам будет гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.
Помните, что в страхе расставания нет ни чего плохого, он лишь свидетельствует о том, что между вами и ребенком существует тесная связь.
При общении с ребенком в период адаптации:
- настраивайте ребенка на позитивный лад.
- первое время забирайте ребенка домой пораньше, создайте спокойный, благоприятный климат в семье.
- уменьшите нагрузку на НС, сократите просмотр телепередач.
- дома поиграйте с ребенком в детсад. Главные герои пусть будут любимые игрушки вашего малыша.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями:
- рассказывайте ребенку, по дороге в детсад, что его там ждет.
- будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
- придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (воздушный поцелуй, поглаживание по спине и т. п.).
- после детсада погуляйте с ребенком на дет. площадке, в парке.
- дайте ребенку поиграть в подвижные игры, выплеснуть накопившуюся энергию за день, возможно в саду он себе этого не позволял.
Как должен быть подготовлен ваш ребенок к периоду адаптации:
- у ребенка должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки: самостоятельно есть разнообразную пищу; своевременно сообщать о своих потребностях (проситься на горшок); мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.
- перед поступлением в детский сад домашний режим вашего ребенка целесообразно приблизится режиму детского учреждения.
- с воспитателем группы. Куда пойдет ваш малыш, вам необходимо познакомиться заранее, рассказать о его привычках, особенностях его поведения.
Первые признаки того, что ребенок хорошо адаптировался:
- хороший аппетит,
- спокойный сон,
- охотное общение с другими детьми,
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
- нормальное эмоциональное состояние.
Что делать, если ребенок не хочет ложиться спать:
- замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает);
- переключайте ребенка на спокойные игры (совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки;
- во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой;
- оставайтесь спокойными, не впадайте в ярость от непослушания ребенка;
- погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж;
- спойте ребенку песенку;
- пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.
Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки:
- будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи;
- убирайте игрушки вместе.
- убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего;
- формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте;
- сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать;
- учитывайте возраст и возможности ребенка.
ВАЖНО ПОМНИТЬ:
Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.
Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!
Положительные эмоции вашего малыша от посещения детского садика - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
Педагог – психолог
Гобрик Светлана Владимировна