Альтернативные формы образования

Учитель-логопед

НАШИ ЛОГОПЕДЫ

ДЕРГАЧЕВА
СВЕТЛАНААЛЕКСАНДРОВНА

БРЕЙДА
ЕВГЕНИЯ ЮРЬЕВНА

СЕДОВА
ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

Логопед советует:

Родителям

о формировании звукопроизношения у детей.

В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. именно из этих звуков состоят первые слова детей: МАМА, ПАПА, БАБА. Позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особых тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г,Х, Й. Более сложные по артикуляции согласные звуки ( С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р,) Примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастное косноязычие», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.

После овладения правильным произношением звука ребенок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи, начинает употреблять гораздо чаще, чем следует. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребенок начинает употреблять его вместо звука С, произнося слово СУМКА как ШУМКА или САША как ШАША.

Родителям необходимо помочь ребенку окончательно овладеть звуками, используя рекомендации логопеда.

По мере созревания речевого аппарата постепенно совершенствуется и звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

Совершенно необходимое условие для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, четкая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или даже становится невозможным.

Об этом свидетельствует, например, случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям.

Совсем недопустимо «сюсюканье» взрослого с ребенком (« Да ты мой дологой, холосый мальтик»). Здесь ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей.

При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 56 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков. Если этого не происходит, то так называемое «Возрастное косноязычие» уже перестает быть возрастным.

Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин,мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи, требуется специальная логопедическая помощь.

Родителям важно знать, что даже в раннем возрасте (3-5 лет) у детей могут быть такие особенности в произношении звуков, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию».

Эти особенности не пройдут с возрастом.

Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок.

В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение (чаще всего свистящих и шипящих) когда кончик языка просовывается между резцами и звук приобретает характерный оттенок шепелявости, не свойственной русской речи. Классическим примером искаженного произношения звука является «картавое» Р.

Иными словами, возрастной нормой звукопроизношения до определенного возраста можно считать только полное отсутствие звука или полную замену другим звуком. Но после 5-6 лет и эта «норма» уже перестает быть таковой и переходит в разряд речевой патологии.

Итак, родители должны понимать, что отсутствие, замены, искаженное произношение звуков детьми требуют систематической длительной коррекционно-логопедической работы. Только совместными усилиями можно добиться положительных результатов.

Подготовила:

учитель – логопед

Седова Л.И.